Для меня оправдание "ребенок не понимает" окончательно перестало канать после двух примеров того, что на самом деле может и понимает ребенок.
Подруга в Америке, где способы воспитания сильно ограничены ювенальной юстицией, очень быстро отучила полуторагодовалую дочку орать без повода. В очередной раз, когда малая заорала, чтобы привлечь внимание - подруга взяла ее за руку, отвела в дальнюю комнату и говорит: "Дунины крики никому не интересны. Поэтому с этого дня Дуня орет в одиночестве. Когда Дуня наорется, с ней опять начнут играть" Хватило двух раз, чтоб Дуня стала искать другие способы привлечь внимание.
А на примере приемной дочки своей студенческой подруги, которую взяли из детского дома в двухлетнем возрасте, я увидела, что двухлетний ребенок может:
- бросать игру по первому зову "Иди обедать";
- доставать из шкафчика салфетку и повязывать ее себе на шею;
- самостоятельно есть;
- после еды относить посуду в раковину, а салфетку снимать с шеи и, если она чистая, убирать обратно в шкафчик;
- самостоятельно одеваться, доставая свои вещи из шкафа и самостоятельно раздеваться, аккуратно убирая свои вещи в шкаф;
- самостоятельно умываться и чистить зубы;
- мыться с минимальной родительской помощью - мама только подает мыло-мочалку, а потом вынимает из ванной, закутав в полотенце;
- самостоятельно засыпать, если у мамы гости, и сказку почитать некогда;
- проснувшись утром, одеться, умыться и тихо играть, пока не проснутся родители.
Все это для ребенка не представляет никакого труда - если, конечно, родители дают ему возможность этому научиться, а не носятся как с писанной торбой.
Но, к сожалению, наши родители, наоборот, делают все возможное, чтобы подавить всяческие проявления самостоятельности и превращают детей в истеричных неуправляемых монстров.