Недавно услышал про новый вид упокоения.
Вот что накопал.
Погребальные новшества.
Покойники всегда обходились местным властям слишком дорого. Хотя бы потому, что известных размеров участок земли на кладбище — по сегодняшним меркам большая роскошь. Ко всему прочему, кремация, пока считающаяся самым оптимальным способом ликвидации останков (с точки зрения санитарно-гигиенических норм, а также экономии земельных площадей), с недавних пор стала предметом критики экологов. По их мнению, крематории вносят серьезный вклад в загрязнение атмосферы парниковыми газами, а также ртутью из зубных пломб. Исследование, проведенное в 1990 году Швейцарским институтом исследований электроэнергии, установило, что паров ртути, образующихся в результате кремации человека, имевшего среднее количество амальгамных пломб, хватило бы, чтобы отравить рыбу в пяти озерах площадью 10 акров. Сан-Франциско в 1999 году признал крематории третьими по вредности в списке загрязнителей региона ртутью. Такая же степень вредности присвоена крематориям и в Швеции, половина которых не отвечают экологическим стандартам. Несмотря на то что кремация в этой стране является основной формой завершения земного пути (здесь сжигают 70% умерших), в последнее время молодые люди стали высказывать желание быть похороненными традиционным способом, чтобы не загрязнять собой окружающую среду и после смерти.
В связи с этим министр культуры Швеции Лена Адельсон Лильерот недавно заявила, что будет добиваться законодательного разрешения на внедрение нового метода захоронения, разработанного у нее на родине. Этот метод получил название промессия (от слова promise, обещание), а учреждения, его практикующие, — проматориями.
Технология промессии проста. Гроб с телом покойного охлаждают при –18 °С, а затем замораживают в жидком азоте при –196 °С. После такой процедуры труп становится хрупким как стекло — от сотрясения или звукового удара он рассыпается в мелкий порошок. Эту массу высушивают в вакууме, затем с помощью магнита удаляют из него твердые предметы — пломбы, имплантаты, находившиеся в теле усопшего, — а потом помещают в урну, изготовленную из картофельного или кукурузного крахмала. Через 6–12 месяцев после захоронения в землю такая емкость и ее содержимое превращаются в компост. Собственно, в этом и заключается «зеленая», экологическая суть ритуала — вернуть земле то, что из нее возникло, не причиняя вреда почве. Более того, родственникам предлагается посадить на могиле цветок или куст. Он будет не только питаться компостом, но и символизировать цикл органической жизни на земле.
Помимо экологичности проматории еще и довольно экономичны. Во-первых, жидкий азот намного дешевле природного газа, поэтому экономится энергия (на одну кремацию расходуется тепло, эквивалентное сжиганию 23 литров нефти, а также полкилограмма активированного угля на очистку газов). Во-вторых, в результате промессии образуется небольшое количество органики — останки человека, весившего 75 кг, имеют массу 25 кг.
Когда промессия будет окончательно легализирована, в шведском городке Йонкопинг откроют первый в мире проматорий. Но уже сейчас фирма Promessa запатентовала свой метод в 35 странах мира. Им очень заинтересовались в Йоханнесбурге (ЮАР), где в связи с высокой смертностью не знают, что делать с кладбищами. А Южная Корея уже заказала себе 100 комплектов оборудования для проматориев.
Несмотря на то что данный метод признан в Швеции этичным (местная лютеранская церковь не только долгое время выступала за него, но и владеет 5% акций Promessa), граждане еще не совсем готовы смириться с мыслью, что после смерти им придется превратиться в удобрение. Автор промессии Сусанна Вииг-Меск уверяет: «Компост — это не ужасно, это прекрасно, это романтично. Смерть — это возможность для новой жизни». И добавляет, что после смерти хотела бы стать белым рододендроном.
Идеологически выдержанный покойник
«В наше время, оказывается, уже недостаточно быть просто покойником. Нужно быть идеологически правильным покойником», – саркастически комментирует успех экоэтичных ритуалов американец Томас Линч, руководящий фирмой по оказанию ритуальных услуг в Мичигане. Между тем даже в Великобритании доля зеленых площадок для погребения сегодня составляет менее 1% от общего числа кладбищ в стране. Как предполагают эксперты, к 2010 году доля зеленых похорон в структуре ритуальной индустрии Соединенного Королевства не превысит 10%. Это дает скептикам повод усомниться в том, насколько жизнеспособным окажется новое начинание.
Так, пресс-секретарь Ассоциации распорядителей похоронных ритуалов американского штата Мэн Питер Нил считает: «Зеленая идея – замечательная, и в нашей жизни существует много областей, где мы можем внести вклад в сохранение природы. Но если говорить о похоронах, то здесь зеленый подход выглядит замечательно на поверхности, но как только копнешь глубже, начинаются проблемы. В Мэне, например, очень холодные зимы, и ритуальные компании, как правило, складывают покойников в холодильники до весны, когда и происходит захоронение. Бальзамирование значительно упрощает процесс длительного хранения усопших. Не надо забывать и о том, что формальдегид подавляет рост болезне-творных микроорганизмов».
Отрицательно относятся к новому тренду в похоронной индустрии и христианские религиозные деятели, называя его возвратом к язычеству. Так, с резким осуждением зеленых похорон выступает немецкая католическая церковь, считая, что забота об экологии не должна идти вразрез с заботой о душе. По мнению бывшего главы Конфедерации католических священников Германии епископа Карла Леманна, особенно неприемлемы практика безымянных могил и рассеивание праха умерших над водоемами или в лесу. Следуя им, «общество вновь возвращается к дохристианским временам».
Зеленое будущее
Но нынешний глава Центра естественной смерти Майк Джарвис уверен, что темпы роста популярности натуральных погребений более чем в три раза превышают темпы роста популярности кремации в первые годы ее европейского рождения, более 100 лет назад. Через 15 лет, убежден Джарвис, естественное погребение станет одним из самых быстрорастущих экологических движений в Великобритании. Американский социолог Марк Харрис считает, что по мере того как поколение, ставящее во главу своей философии бережное отношение к планете, будет подходить ближе к краю собственной могилы, оно обязательно привнесет экологический подход в западные похоронные традиции. По словам Боба Биггинса, возглавляющего американскую Национальную ассоциацию распорядителей ритуальных услуг, «мы в состоянии подготовить похороны в любых условиях, будь то дом покойного или площадка для игры в гольф, на которой он проводил свои выходные. Чтобы предложить потребителям новый ритуал, нам потребуется очень мало времени».
Более того, ряд экспертов считает, что именно зеленые похороны способны принести в дело охраны природы столь необходимые денежные средства, и прежде всего на уровне местного самоуправления. Канадские бизнесмены, активно осваивающие в своей стране нишу экологически выдержанных ритуальных услуг, даже ввели специальную категорию «кладбище-заповедник» – кладбище, часть доходов от которого направляется на природоохранные нужды. По словам Эрнста Кука, главного вице-президента Национального канадского траста общественных земель, «то, что у нас и у индустрии ритуальных услуг есть сфера общих интересов, потенциально является очень многообещающим фактором». Джо Сехи, основатель и исполнительный директор канадского совета по зеленым похоронам (Green Burial Council), считает, что сегодня они ощущают острый недостаток рыночных подходов для решения природоохранных проблем. «Зеленые похороны – один из таких бизнес-подходов, который уже в ближайшие годы достигнет состояния зрелости и начнет приносить устойчивый доход».
Смерть беби-бумеров
Основными причинами роста популярности экоэтического подхода к смерти эксперты называют демографическую ситуацию в странах, традиционно относящих себя к западной цивилизации. Сегодня к концу своего пути начали подходить представители так называемого поколения бум, родившиеся в конце 1940?х – начале 1960?х годов. Во-первых, это приводит к увеличению спроса мест на кладбищах. Несмотря на то что, например, в Великобритании сегодня свыше 70% умерших кремируются, с последующим захоронением пепла на кладбище погостов катастрофически не хватает. В то же время, по подсчетам экспертов NDC, если всех покойников страны хоронить на зеленых кладбищах (а это около 600 тыс. ежегодно), то потребуется всего 600 акров земли. При этом, подчеркивают сторонники зеленых ритуалов, ежегодно на этих 600 акрах будет восстанавливаться естественная растительность.
Последнее немаловажно для многих беби-бумеров. Этому поколению близки идеалы природоохранного движения. А обычные похороны – совсем не безопасное для окружающей среды мероприятие, даже кремация: при сжигании одного тела в атмосферу попадает около 50 кг углекислого газа. 9% всей находящейся в атмосфере планеты ртути попало туда через трубы крематориев.
Крематорий - это не просто кладбище, это место, где трупы сжигают. Не даром сейчас в Швеции проходит компания против кремирования под лозунгом "Не мешай своей смертью жить оставшимся". По оценкам специалистов концентрация азота превысит предельно допустимую концентрацию в 5-10 раз. (А как Вы помните, двуокись азоты - это основа кислотных дождей). Бензаперен, диоксины и сажа в зимнее время будут соединяться в устойчивые аэрозоли, легко проникающие в легкие и оседающие там (и бензаперен, и диоксины вызывают раковые заболевания). Учитывая все выше написанное становится понятным, почему для подобного рода строений по российскому законодательству положена тысячи метровая санитарная зона. То есть по закону на расстоянии тысяча метров (КИЛОМЕТР!) не должно быть никаких жилых домов.
Немаловажную роль играет и тот факт, что зеленые похороны существенно дешевле традиционных. Стоимость рытья могилы и посадки дерева на британском зеленом кладбище составляет, по данным специалистов Центра естественной смерти, в среднем чуть более 600 фунтов. К этой сумме можно добавить стоимость экогроба – от 60 до 1000 фунтов. Есть похоронные бюро, предлагающие экологически чистые гробы по средней цене всего в 150 фунтов. Для тех, кто опасается, что родные и близкие неправильно поймут дешевизну последнего пристанища, многие фирмы бесплатно предоставляют специальную солидную крышку, которая является собственностью бюро и снимается с гроба непосредственно перед кремацией. Традиционные похороны с базовым набором услуг (катафалк, гроб, услуги похоронного агентства, стоимость могилы, услуги священника, доктора, налог на кремацию) обойдутся почти в 1600 фунтов, если тело будет похоронено, и 1200, если кремировано. В эти подсчеты не входят расходы по установке надгробия.